Drum and bass (драм энд бэйс, drum n bass, drum'n'bass, DnB, d'n'b) является частью семейства электронной музыки. Родившийся, как ответвление UK breakbeat hardcore (он же хэппи хардкор) и рэйв сцены, он перешёл в явление, когда люди смешивают басовую линию (далее – бэйзлайн) рэгги с ускоренными ломаными ритмами хип хопа. Пионеры стиля, такие как Fabio, Grooverider, Andy C, Roni Size, DJ SS, Brockie, Mickey Finn, Kenny Ken, Goldie и другие ди-джеи быстро превратились в звёзд drum and bass музыки, тогда по-прежнему называвшегося jungle.

Универсального разделения между понятиями "jungle" и "drum and bass" не существует. Некоторые люди ассоциируют понятие jungle с более старым материалом из первой половины 1990х, и видят drum and bass, как отборный jungle, приправленный более новыми пост-текстэп (techstep) достижениями. Другие используют jungle, как сокращение к ragga jungle, специфическим подстилем в пределах более широкого понятия drum and bass. Объединённый термин "Jungle Drum and Bass" (JDB) достаточно популярен в США, однако не получил дальнейшего распространения. Возможно, наиболее широкое распространение получило мнение, что эти слова синонимы и взаимозаменяемы: drum and bass это jungle, и jungle это drum and bass.

История

Зарождение в UK

Ранний джангл был ответвлением той части рэйв музыки (известной как hardcore, который игрался, например Spiral Tribe), которая была сосредоточена на ломаных ритмах. По большей части, джангл-музыка берёт начало в Британских Афро-Каррибских сообществах. Она была порождёна различными влияниями расовых и культурных групп, часто привносимых вместе в атмосферу пропитанную экстази, характерную для acid house рэйвов, имевших взрыв популярности в конце восьмидесятых. Субкультура, которая породила джангл, остаётся одной из самых расово-смешанных музыкальных культур, и размножение подстилей внутри drum and bass, часто отталкивается от применения неожиданных музыкальных составляющих. Влияние Ямайской музыкальной культуры можно обнаружить в использовании бэйзлайна, произошедшего из даба и рэгги, тогда, как быстрый брэйкбит, используемый в джангле, проистекает из хип-хопа и фанка, и тогда, как разнообразные технические черты заимствованы из хауса и техно.

С увеличением скорости хардкора, сложная природа фанкового брэйкбита привела к появлению бэйзлайна, у которого меньше общего с простыми образцами баса из хауса или техно, нежели с комплексными примерами из даба и хип-хопа. Постепенно составляющие барабана и баса начали преобладать в музыке, что в сочетании с увеличением скорости привело к тому, что джангл стал несовместим с хаусом и техно и начал развиваться в своём собственном направлении. Это музыкальное направление стало особенно отличительным как благодаря глубине своего бэйзлайна, так и из-за непрерывно усложняющегося, беглого огня ломаных ритмов. Джангл продюсеры разрабатывали всё новые приёмы сэмплирования и наслоения барабанов, добившись того, что в этой музыке особое внимание стали уделять сложности прописания барабанов, что продолжило самоопределение стиля. По мере того, как влияние рэгги и даба становилось всё более заметным, джангл начал приобретать урбанистическое звучание, находившееся под большим влиянием ragga и dancehall музыки, а так же хип-хопа, и часто включало в себя напевы и читку MC, заимствованные из этих музыкальных направлений.

Вместе с тем, как в начале девяностых джангл вырвался из андеграунда, и начал завоевывать популярность у британской публики, многие продюсеры пытались расширить влияние музыки, вынеся её за рамки преобладания ragga звучания. К 1995 году сформировалось встречное движение к ragga стилистике, названное музыкальной прессой intelligent jungle, и воплощённое диджеем LTJ Bukem и его лэйблом Good Looking. Говорят, что движение к intelligent jungle было осознанной и согласованной реакцией самых лучших ди-джеев и продюсеров против культуры, которая всё больше подкрашивалась примесью «гэнгста» элементов и элементов насилия. А так же была узнаваема по стереотипным музыкальным приёмам, которые использовали ragga продюсеры. Intelligent jungle сохранял стремительный брейкбит, но концентрировался на более атмосферных звуках и глубоких басовых линиях, наложенных на вокалы или сэмплы, обычно используемые в соуле или джазе. Начиная с этого периода, для относительно маленькой музыкальной культуры, джангл был единым целым, при этом в нём сохранялась конкуренция из-за различных стилистических влияний. Не смотря на то, что многие ди-джеи специализировались на конкретных подстилях внутри джангл музыки, большинство из них были объединены через звукозаписывающие лейблы, события и радио-шоу.

Первые Пионеры.
Некоторые из первых героев drum and bass музыки оставили мэйнстрим, и позже развили свои собственные направления. Это A Guy Called Gerald (трек "28 Gun Bad Boy") и 4hero (трек "Mr Kirk's Nightmare"). В противоположность этому, такие продюсеры, как Remarc, Mickey Finn, Goldie и Omni Trio, продолжали развиваться в рамках джангла. Большинство ранних продюсеров и dj-еев пишут и играют и на сегодняшней сцене, формируя нечто вроде «старой гвардии».

От джангла к drum and bass.

В то время, как появляется intelligent джангл, рагга-джангл превращается в более упрощённый стиль с тяжелым звучанием, который стал назваться Hardstep. Одновременно с этим, некоторые продюсеры развили подстиль, более направленный в сторону хип-хопа и фанка. Он получил название jump-up. В качестве примера можно привести таких артистов, как Mickey Finn и Aphrodite (и их лейбл Urban Takeover), а также релизы Ganja Kru на их собственном лейбле True Playaz. За рамками этих подстилей, ставших самыми популярными, другие артисты делали упор на более мягкое, дабовое звучание, которое было более близко к джазовой и soulful (полный душевности - прим. перв.) составляющим intelligent джангла. Композиции с таким звучанием часто получали название роллеров (rollers).

В течение всего 1996 года, hardstep и jump up были очень популярны в клубах и на рэйвах, тогда как intelligent джангл продвигал звучание доступное для домашнего прослушивания. В результате чего стиль завоевал популярность среди ведущих музыкальных журналов, так же как альбомы, выпущенные 4 Hero и Goldie, были более доступны, чем андеграунд дабплейты (прим. перв. - ограниченые релизы), характеризовавшие клубное направление. В целях достижения нового звучания, drum and bass попадал под всё более разнообразные влияния, скрещивался с многими формами танцевальной музыки. В 1997 году на передний план выходит ещё одно звучание драм энд бэйса, стилистически сходное с фанком и контрабасовым саундом в джазе. Этот подстиль был доступным и принёс мэйнстрим успех для таких артистов как Roni Size и Reprazent. Альбом группы New Forms выиграл премию Mercury Prize, присуждаемую в UK, и эта инновационная группа помогла драм энд бэйсу вырваться из рамок просто ди-джеинга, срывав овации на музыкальных фестивалях и на телевизионных шоу.

Примерно в это же время драм энд бейс получил окончательное признание, выиграв ночь с пятницы на субботу на флагманской BBC Radio 1. Начав со скромного представительства разных джангл «светил», приглашенных MC Navigator’ом, в конечном счете радиостанция стала пристанищем постоянных шоу Fabio и Grooverider, двух самых старейших и уважаемых диджеев джангл сцены.

Рождение techstep’а

В то время, как лёгкое звучание драм энд бэйса начинало занимать ведущие позиции во всём стиле, многие продюсеры продолжали работать над другими направлениями музыки. Результатом послужила целая серия релизов которые выделили «темную» техно-сторону драм энд бэйса, содержащую сэмплы из фантастических фильмов и анимэ. Этот стиль поддерживался такими лейблами, как Emotif и No U-Turn, а также артистами Trace, Ed Rush и Optical, и Dom and Roland, и обычно назывался текстепом. Techstep сильно зависит от студийного написания и привносит в старый джангл новые технологии и звучание. Это направление самодостаточно, и в нём отсутствуют доступные широкому слушателю веяния большинства прочих подстилей. Текстеп является глубоко атмосферным, и часто характеризуется зловещими или научно-фантастическим темами, с «холодными» и сложными ударными, а так же «тёмным» искаженным бэйзлайном.

Как развитие идеи текстепа, в 1998 году появляется направление, именуемое Neurofunk (Нейрофанк). Направление берёт свои основные истоки в техно музыке, и специализируется на прописании бэйзлайна и инструментов более, чем какое либо другое. Описываемый, как «клинический» или «одержимо точный», подстиль использует передовые технологии звуконаписания. Пионеры направления - Ed Rush и Optical, Kemal and Rob Data, Cause 4 Concern, Sinthetix и Teebee, продолжающие писать и сейчас. Новая волна включает прежде всего Noisia, Corrupt Souls и Black Sun Empire.

С приходом конца 90х drum and bass перестал занимать ведущие позиции по популярности, и сконцентрировался на клубном звучании, непопулярном на ведущих радиостанциях. В драм энд бэйсе начал преобладать текстеп, ведомый такими коллективами, как Konflict и Bad Company. Шло время, текстеп становился всё более «тяжелым», тогда как фанковый, коммерческий drum and bass, представленный Roni Size бледнел «на глазах». К 2000 году сформировалось движение "верните веселье в drum and bass", возглавляемое синглами Andy C и Shimon (Bodyrock), а так же Shy FX и T Power (Shake UR body). Клубы переживали возрождение рэйв-звучания, а появление ремиксов классических треков было призвано сыграть на ностальгии и заинтересовать людей в истоках данного стиля. Многие чувствовали, что джангл, испытав на себе и поддержку и нападки прессы (которая заявила еще в конце 90х что драм энд бейс умер), устоял, и что возрождение успехов в чартах свидетельствует о том, что стиль не был мимолётным веянием моды.

С 2000 года

C возрождением популярности в 2000 году, и не смотря на свой относительно небольшой размер, drum and bass сцена стала очень разнообразной. Она стала до того разнообразна, что было трудно выделить самое популярное направление.

В 2000 году Fabio начал продвигать направление, которое он назвал liquid funk (ликвид фанк). Что было подкреплено выпуском одноимённого сборника на его лейбле Creative Source. Направление характеризовалось широким влиянием диско и хауса, а так же широким использованием вокальных партий. Не смотря на медленное вхождение в моду, ликвид фанк завоевал массовую популярность в 2003-2004 годах, а в 2005 году он сформировался, как наиболее продаваемое направлением в драм энд бэйсе, с такими лейблами как Hospital Records и Sour:R и артистами High Contrast, Calibre, Nu:Tone, Marcus Intalex и Logistics среди главных его сторонников.

Десятилетие также увидело перерождение jump up'а. Он стал известен как "nu jump up", или пренебрежительно – clownstep. Подстиль насыщен чувством веселья и упрощенностью, прыгающий бейзлайн, заимствованный из первого поколения jump up’а, но с жестким, более технологичным звучанием. Характерные артисты в стиле nu jump up, это Twisted Individual, Generation Dub, Baron и DJ Hazard, Pendulum.
Число продаж за 2004 год показывает, что ликвид фанк (liquid funk) и нью джамп ап (nu jump up) вместе составляют значительную часть рынка драм энд бейса.

Этому периоду также характерен подъём направления Дабвайз (Dubwise), которое обратилось к корням драм анд бэйса, то есть к рэгги, а так же использовало современные приемы звуконаписания, которые далеко ушли со времен раннего джангла. И хотя даб звучание не было новшеством и уже давно успешно продвигалось такими исполнителями как Digital и Spirit, в 2003-2004 дабвайз достиг значительной популярности и известности благодаря новым исполнителям в авангарде, такими как Amit.

Аналогично этому, в музыке всегда существовала ниша, направленная целиком на детальное программирование и манипулирование ударными, продвигаемое, например, Paradox’ом. И первая половина десятилетия увидела возвращение и расширение этого под жанра, известного как drumfunk, "Edits" или "Choppage". Ведущий лейбл - Inperspective, а новая волна артистов включила Fanu, Breakage, и Fracture and Neptune.

Так же новое тысячелетие увидело свежую волну «живых» драм энд бэйс групп. Группы, подобные Reprazent и Red Snapper представляли «живой» драм энд бэйс в 1990х, тогда как воссоздавшиеся London Elektricity, сфокусировались на обновлённом интересе к идее, с такими сопутствующими событиями как The Bays, Keiretsu и Ultra-Violet.

Непризнанный пока подстиль, именуемый транс-и-бас, получил толчок к своему существованию с выходом в 2002 году двух знаковых композиций. Это Morning Light от Concord Dawn и I’ll Be There For You от IllSkillz. В качестве синтезируемых звуков, направление использует звучание, характерное транс-петлям. Треки часто становятся популярны, принося известность артистам. Опыт показывает, что в этом направлении экспериментируют многие артисты, однако не ограничиваются только им. Примеры: Future Prophecies – Magnetic, Sub Focus – X-Ray.

2005 год увидел огромное количество релизов на старых и новообразовавшихся лейблах. К сожалению (а может быть и к счастью?), drum and bass сцена достигла таких размеров, что выходит много вторичного, ни чем не примечательного материала. Кого-то это заставляет отвернуться от отдельных направлений (чаще всего это происходит с nu jump up), или даже всего стиля. Хорошие и качественные релизы можно найти перерыв кучу треков, либо покупая уже проверенные имена. Специалисты говорят, что такая ситуация характерна для рынка вообще, а потребителям стоит посоветовать отделять «зёрна от плевел»!

Глобальная сцена в 2005-м году.

С началом нового тысячелетия произошло сильное расширение географии драм энд бэйса. Начав в UK, музыка распространилась по всему миру.
Многочисленная сцена представлена в англо-говорящих странах: США (Dieselboy, Hive, Mayhem, Edo) Канада (Psidream, Ben Sage, John Rolodex), Австралия (Amnesia), (Pendulum), Новая Зеландия (Concord Dawn, The Upbeats, Wayz) и Южная Африка (Counterstrike). Драм энд бэйс популярен и по всей Европе, особенно в Нидерландах (Black Sun Empire, Noisia), Германии (Duo Infernale, Phace, Typecell, Simon V, Panacea), Скандинавии (Teebee, Polar, Future Prophecies, Rawthang, Pyro, Phono), Венгрии (Chris.Su, SKC, Tactile), Польше (Ostro), Хорватии (Lekke, Gekko), Украине (Tonika, Derrick, Sunchase, Tapolsky), Болгарии (Ogonek & Cooh) и России (Paul B, Electrosoul System, Overturn, Subwave).Так же он популярен в Южной Америке, c такими людьми, как DJ Marky и XRS из Бразилии. San Paulo иногда называют Ибицой драм энд бэйс музыки, а бразильский драм энд бэйс - Sambass.

Звучание drum and bass.

Из-за большго разнообразия направлений (от «тяжелых» басовых линий до смягченных вибраций Liquid funk'а), существует много мнений о том, что же составляет "настоящий" drum and bass. Его часто сравнивают с джазом, где слушатель может получить разнообразную музыкальную картину, прибывающую всё в том же самом жанре музыки. Вот и в drum and bass, как и в джазе, больше самих музыкальных приёмов, или традиций, чем стиля. Именно поэтому трудно точно определить "настоящий" drum and bass; однако, можно выделить следующие ключевые особенности: ломанный ритм, темп (165-175 ударов в минуту), элементы басовой линии.
Отличительные Характеристики.

Брэйкбит

Если говорить простыми словами, то брэйкбит, это то, что определяет музыку как драм энд бэйс. В музыкальном смысле, брэйкбит характеризуется ломаным ритмом, элементами синкопа, в противоположность прямому 4х-ударному биту в техно, трансе или хаусе.

Большинство брейкбитов напрямую сэмплируется или составляется из ударных партий, использованных в старых записях жанров соул, фанк, блюз и джаз. Собственно «брэйк» выделяется в той части трека, где вокал отсутствует, а упор делается на ритм и бит. Как бы то ни было, начиная с середины девяностых, многие продюсеры используют двух шаговые или другие ломаные ритмы собранные из отдельных барабанных сэмплов, эмулирующих фанковые брейки, но часто с более совершенным и тяжелым звучанием. Также, часто используется комбинация этих 2х техник.

Наиболее часто используемые брейкбиты в drum and bass включают:
* The Amen Break, The Winstons (амен брейк и его отпрыск трамен)
* Cold Sweat, Tighten Up и «funky drummer», Джеймс Браун
* Think, Лин Коллинс
* Apache, Incredible Bongo Band
* Assembly Line, The Commodores

Темп.

В отличие от других форм брейкбита, таких, как nu skool breaks, которые специализируются на скоростях 130-140 bpm (beat per minute, количество ударов в минуту – прим. перев.), темп drum and bass обычно колеблется между 160-180 bpm. Тенденция повышения темпа в музыке наблюдалась вместе с развитием самого драм энд бэйса. В то время, как темп треков раннего олд-скул рэйва и хэппи хардкора равнялся 155-160 bpm, с наступлением нового века скорости треков редко опускается ниже 170 bpm и часто достигает 180 bpm.

Важность элементов барабана и бэйзлайна

Название стиля "drum and bass" не должно вести к предположению, что композиции построены исключительно на этих элементов. При этом барабаны и бас бесспорно самые пиковые составляющие, и обычно доминируют над всем треком. В drum and bass большой акцент смещён на глубокий sub - бас, который больше чувствуется физически, нежели слышится. Также присутствует значительное разнообразие различных тембров в басовой линии, особенно это заметно в techstep'е.

Среда

Главным образом, drum and bass - это танцевальная музыка, предназначенная для того, чтобы её играли в клубах. Она представляет полную загруженность всего частотного спектра и физически не может быть полностью оценёна на домашнем оборудовании. Как следует из названия, элемент баса является одним из ключевых. И бэйзлайн drum and bass-треков звучит на танцполе более глубоко, чем у большинства других форм танцевальной музыки. Следовательно, необходимо специальное звуковое оборудование, чтобы полностью оценить drum and bass. И тематические акции часто заявляются, как оснащённые специально довезённым звуковым оборудованием, поддерживающим громкие и глубокие басы.

Драм энд бэйс обычно преподносится ди-джеями. Поскольку большинство треков пишется для того, чтобы их сводили ди-джеи, их структура отражает это предназначение - с интро- и аутро-частями для битмэтчинга (уравнивание скоростей треков – прим. перев.) ди-джеями, а не для прослушивания полностью слушателями. Ди-джеи обычно сводят треки так, чтобы не потерять непрерывный бит. Это относится к "mix and blend" стилю ди-джеинга. В добавление к этому ди-джеи используют характерные для хип-хопа скретчинги, двойные ”дропы” (drop) (когда два трека синхронны настолько, что делают дроп в один и тот же момент), и "ривайнды".

Большинство точек сведения начинаются или оканчиваются так называемым дропом (drop). ”Drop” - это то место в треке, где происшедшее изменение ритма или бэйзлайна обычно влечёт узнаваемое строение секции и к выводу брэйкбита. Часто "drop" используется для перехода между треками, накладывая компоненты различных композиций. Некоторые "drop", настолько популярны, что ди-джеи перематывают ("rewind" или "reload"– прим. перев.) пластинки на «дроп» и проигрывают его снова. Этой техникой легко злоупотребить, так как она нарушает непрерывность сэта.

Ди-джеи часто поддерживаются одним или более эм си (MC), возвращая музыку к корням - хип-хопу и рэгги/рагга.

Связь с другой электронной музыкой.

На сегодняшний день произошло выделение некогда небольших направлений внутри drum and bass сообщества, и сцена стала сильно разделена на особые подстили.

Вот основные направления драм энд бэйса:
* Клаунстеп (Clownstep)
* Драмфанк (Drumfunk)
* Хардстеп (Hardstep)
* Intelligent drum and bass (атмосферный drum and bass)
* Джаз степ (Jazz step или Jazz’n’Bass)
* Джамп-ап (Jump-up)
* Джангл (Jungle)
* Ликвид фанк (Liquid funk)
* Тэк-степ (Techstep)
* Нейрофанк (Neurofunk)

Как бы тщательны не были попытки классифицировать музыку, приведённое выше нельзя считать истиной в последней инстанции. Многие продюсеры выпускают альбомы, которые затрагивают многие из этих направлений.
Drill and bass, один из под-жанров intelligent dance music (также известной как "IDM"), и популяризируемый Aphex Twin'ом, включает многие ритмы используемые в drum and bass. Главным образом он сконцентрирован на сложном программировании и инструментах. Сторонниками направления являются: Squarepusher, Amon Tobin, Animals on Wheels, Venetian Snares, Hrvatski и многие другие.

Проявления в мэйнстриме.

Некоторые драм энд бэйс треки становятся популярными абсолютно заслужено, чаще всего это материал, в котором присутствует вокал. Пожалуй, самым первым примером был альбом Goldie – Timeless, выпущенный в 1995 году. Следующим стал Reprazent группы New Forms в 1997. Более современные треки, такие как Shake Your Body от Shy FX и T-Power занимают места в UK Top 40. А композиция Hive - "Ultrasonic Sound" была использована на саундтреке к первой Матрице.

С другой стороны, поп музыка стала перенимать элементы драм энд бэйса, пусть и в мягкой манере. Примеры - Puretone и Girls Aloud. Драм энд бэйс часто появляется в рекламе и по телевизору