Ultima Online (сокращенно UO; русск. Ультима Онлайн) — многопользовательская ролевая онлайн-игра (MMORPG), созданная компанией Origin Systems. Отец-основатель игры - Гэрриот, Ричард Аллен

Альфа-версия вышла 2 апреля 1996. Финальная версия вышла 25 сентября 1997.

Мало какая многопользовательская ролевая онлайн-игра даже на сегодняшний день достигла такого игрового разнообразия, как Ultima. Несмотря на ее возраст, у игры до сих пор остается много фанатов и поклонников. Действие игры происходит в средние века, после возникновения жизни на осколке (shard) планеты, некогда могущественной. По нашим меркам там царит средневековье.

Мир игры достаточно большой. Возможностей у персонажа, соизмеримых с реальной жизнью - масса. Чего стоит только умение готовить и разводить костры.. Каждый "шард" (игровой сервер) по своему уникален. Это достигается использованием "эмуляторов" игрового сервера, которые позволяют менять в игре практически все. В основном сервера делятся по принципу "скиллкап" - есть подражающие оригинальному серверу, где количество умений, в которых можно достичь мастерства равняется восьми (из сорока четырех минимум), и есть сервера, не ограничивающие или мало ограничивающие "скиллкап".

Первые уверены в наличии баланса — так как многие умения связаны друг с другом, получается у персонажа стоит выбор — кем ему быть. Воином ли, ремесленником, магом — он должен выбрать что-то одно. На мой взгляд, это оправдано на платных серверах, на бесплатных смысла не имеет - можно завести несколько героев. Вторые привлекательны именно отсуствием "скиллкап"а для начинающих, да и для опытных игроков тоже. В данном случае вопрос игрового баланса в различных областях ложится на другие стороны сервера. Часто игроков привлекают некие "эвенты" — выдуманные администрацией сервера события, в которых может принимать участие любой игрок. События эти, как правило, контролируются и управляются администрацией в реальном времени. Как правило, это цепь событий, связанных друг с другом — например, появление черезвычайно сложного к уничтожению персонажа (монстра), в убийстве которого принимают участие все. В общем - шикарное поле для полета фантазии.

Чрезвычайно сложна также в Ultima сфера вооружения и защиты от оружия, особенно часть, касающаяся баланса. Основных видов оружия немного — Bladed (мечи, ножи, секиры), Mace (палицы, дубины), Fencing - фехтование (копья, вилы, боевые вилки - warfork), Archery (луки, арбалеты). Все они, как правило, могут иметь бонусы, заложенные при их производстве и магические бонусы также. Например меч, сделанный мастером из редкого металла, будет наносить дополнительный урон магией, либо будет более устойчив к повреждениям. В общем, создатели мира могут творить что угодно в этой сфере.

Основная проблема — при кардинальных изменениях в графике игры заключается в необходимости скачивать измененный клиент игры с сайта сервера. В нынешнее время эта проблема не стоит так остро, как во времена распространения "диалапа". Если графика игры стандартна -- одним клиентом (с минимальными изменениями в конфигурации игры) можно было играть на нескольких шардах, при совпадении версии игры.